Дефляция, развивающаяся в Китае с прошлого года, усиливается, угрожая ухудшить перспективы второй по величине экономики мира и активизируя призывы к немедленным политическим действиям. Об этом пишет Bloomberg.
Данные, опубликованные в понедельник, показали, что, за исключением расходов на продукты питания, рост потребительских цен практически не наблюдается, несмотря на сокращение доходов.
Более широкий показатель цен в масштабах экономики, известный как дефлятор валового внутреннего продукта, вероятно, продолжит свое текущее пятиквартальное падение в 2025 году, согласно Bloomberg Economics и аналитикам банков, включая BNP Paribas SA. Это будет означать самую длинную полосу дефляции в Китае с момента начала сбора данных в 1993 году.
"Мы определенно находимся в стадии дефляции и, вероятно, проходим второй этап", - сказал Робин Синг, главный экономист по Китаю в Morgan Stanley.
Дефляция может привести к дальнейшему сокращению потребительских расходов и снижению корпоративных доходов, что спровоцирует еще большее количество увольнений и банкротств.
Частные опросы показывают снижение начальных зарплат в таких секторах, как производство электромобилей и возобновляемых источников энергии, почти на 10% в августе по сравнению с пиком 2022 года.
Экс-глава центрального банка Китая И Ган признал, что борьба с дефляцией должна стать приоритетом для властей, и призвал к проведению "активной фискальной политики и смягчению денежно-кредитной политики".
На фоне снижения давления на цены, базовая инфляция в Китае в августе достигла самого низкого уровня за более чем три года. Потребительская уверенность находится на рекордно низком уровне, и домохозяйства все чаще предпочитают сбережения вместо расходов.
"Правительство должно принять конкретные меры для стимулирования потребления и улучшения ожиданий людей", - считает Джек Лю, 37-летний инженер по продажам алюминиевой продукции на юге Китая.
Скорость ухудшения ценовых прогнозов в Китае застала рынок врасплох.
Дилемма заключается в том, что даже денежная экспансия в Китае может оказаться дефляционной, поскольку будет направлена в основном на предложение в экономике, написал в своей статье в прошлом месяце Майкл Петтис, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир.
Между тем, дефляционное мышление начинает брать верх. Потребительская уверенность колеблется на рекордно низком уровне, а домохозяйства сообщают о растущей готовности сберегать вместо того, чтобы тратить или покупать дома.
Комментарии