Европа готовится к масштабной торговой войне с Китаем, пишет журнал The Economist. После десятилетий, в течение которых США поддерживали глобальный торговый порядок, а европейская торговля процветала, блоку теперь приходится учиться тому, как вести бизнес в этом неспокойном мире.
Электромобили из Китая - последняя цель ЕС. 5 июля Европейская комиссия начала применять к ним временные тарифы. Они варьируются в зависимости от фирмы, от 17% для BYD до 38% для SAIC, в зависимости от субсидий, которые они получили от китайского государства, и их сотрудничества с властями блока. Логика Еврокомиссии в применении сборов в дополнение к существующему 10%-му тарифу на импорт автомобилей заключается в том, что китайские автопроизводители имеют несправедливое преимущество благодаря льготному режиму внутри страны - обоснование, позволяющее ввести сборы в соответствии с правилами Всемирной торговой организации (ВТО). Этот шаг тем не менее показывает, по какому “канату приходится ходить” европейским чиновникам. Они хотят поддерживать основанный на правилах порядок, от которого континент получает огромную выгоду, и в то же время быть уверенными, что их не будут преследовать конкуренты, выступающие за протекционизм.
И все же решение об электромобилях является спорным. Немецкие автопроизводители, опасаясь реакции Китая, выступают против этого шага. Канцлер Германии Олаф Шольц, как сообщается, выступает за введение взаимных автомобильных тарифов на уровне 15%, как и в Китае. 10 июля министерство торговли Китая объявило, что оно расследует последние торговые практики ЕС с целью подачи иска против блока в ВТО и принятия ответных мер. Сесилия Мальмстрем, бывший комиссар ЕС по торговле, считает, что переговоры приведут к снижению тарифов к осени, но что сборы не будут сняты полностью, поскольку Китай не будет выполнять требования комиссии, а европейские чиновники хотят выглядеть жесткими.
Поэтому сейчас вероятны дальнейшие столкновения, в ходе которых ЕС применит новое “оружие”. Одним из них является “инструмент международных закупок”, который используется в рамках расследования китайского рынка медицинских изделий. Если переговоры о доступе европейских компаний провалятся, ЕС может отреагировать понижением в должности китайских участников тендеров на закупки. Следующими могут стать США. Когда Дональд Трамп ввел пошлины на алюминий и сталь в 2018 году, ЕС объединил усилия с другими странами и ввел ответные пошлины на товары, включая мотоциклы и виски. Если он будет переизбран в ноябре и введет 10%-ные пошлины на весь импорт, как он и предполагал, европейские чиновники захотят отреагировать.
При всем этом ЕС изо всех сил старается подчеркнуть, что его политика соответствует и будет соответствовать требованиям ВТО. Торговый клуб гораздо важнее для ЕС, чем для США или Китая, которым неудобно быть ограниченными многосторонними правилами. Однако другие страны также разлюбили ВТО. Такие страны, как Китай, Индия и Россия, предпочитают ”альтернативную систему, основанную на коммерческих контрактах, а не институт, основанный на правилах, который, по их мнению, был коррумпирован европейскими юристами и вето США”, отмечает Хосук Ли-Макияма из Европейского центра международной политической экономии. Таким образом, ЕС осознает, что он защищает уязвимый институт.
Если ситуация обострится, сделать это будет непросто. В отличие от американских тарифов на китайские электромобили, подход ЕС настолько щепетилен, что даже позволяет китайским компаниям подавать иски против блока в европейские суды. Придерживаться принципов старого порядка становится все труднее, потому что они не были созданы для работы с огромными экономиками, основанными на принципах государственного капитализма.
Комментарии