Крупнейший за всю историю бум швейцарских часов класса люкс подходит к концу, сообщает Вloomberg.
В течение трех лет к этой отрасли наблюдался всплеск интереса, который начался во время пандемии, когда богатые и обеспеченные потребители, застрявшие дома, начали интересоваться покупкой роскошных механических наручных часов от знаковых швейцарских брендов.
Это увеличило спрос на часы от Audemars Piguet , Rolex и других, подняв экспорт швейцарских часов до рекордного уровня — почти 25 миллиардов франков (28,5 миллиардов долларов) в 2022 году.
Но теперь многочисленные факторы давления берут свое. Некоторые из них — более высокие процентные ставки и неустойчивый экономический рост — находятся вне контроля отрасли. Вина за другие — агрессивное повышение цен и увеличение производства — лежит внутри.
Производители часов наблюдали снижение спроса в последние месяцы, в то время как цены на вторичных рынках упали. Ситуация быстро ухудшается.
Все это отражается на мышлении некогда беззаботных потребителей и их готовности тратить деньги. С падением продаж из-за опасений инфляции и рецессии столкнулись не только производители часов, но и другие компании люксового сегмента, от LVMH до Kering SA (владеет Gucci).
«Ситуация, которую мы наблюдали в 2021 и 2022 годах, выходила за рамки нормы. Мы даже представить не могли, что испытаем такое в своей жизни. Я думаю, что мы никогда больше этого не увидим», — сказал генеральный директор компании Audemars Piguet Франсуа-Анри Беннамиас. Bloomberg отмечает, что выпускаемые ей часы стоят в среднем около 50 тыс. швейцарских франков (почти $57 тыс).
Спад в сфере часового бизнеса стал очевидным в ноябре, когда владелец Cartier Richemont сообщил о результатах за полугодие, которые показали снижение продаж часов на 3% и на 17% в Северной и Южной Америке. Швейцарскому конгломерату предметов роскоши принадлежит целый ряд высококлассных брендов, включая Vacheron Constantin — одного из так называемых «Святой троицы» швейцарских производителей, в которую входят Audemars Piguet и Patek Philippe.

Сэкономьте время на поиск нужного инвестиционного продукта и откройте для себя новые. Оцените эффективность инвестиций с помощью сервиса «Финам Диагностика». Получите персонализированную подборку инструментов, стратегий автоследования, аналитических материалов и учебных курсов.
«Роскошь (к сожалению) не защищена от рецессии», — написали в прошлом месяце аналитики HSBC, предупредив, что это прощание со «звездным ростом» постпандемических лет.
Экспорт швейцарских часов сократился в июле впервые за более чем два года, а средний рост в последние месяцы значительно отстал от темпов первого полугодия.
Индекс Bloomberg Subdial Watch, который отслеживает 50 наиболее продаваемых моделей по стоимости, снизился примерно на 42% с момента своего пика в апреле 2022 года.
Бум поднял экспорт швейцарских часов до рекордного уровня в 2021 году, когда США обогнали Китай в качестве ведущего рынка, а затем в 2022 году. В последнее время рынок выглядел более шатким.
«Сентябрь и октябрь были тяжелыми», — сказал Бен Куффер, генеральный директор семейной компании Norqain , которая производит спортивные часы по цене начального уровня 3000–5000 франков. «Гораздо медленнее, чем обычно. В США ситуация определенно была медленнее», — сказал он, отметив, что война ХАМАС-Израиль способствовала изменению потребительских настроений. Куффер ожидал, что в этом году продажи вырастут на 50%, но он снизил этот прогноз до 30%.
Швейцарская часовая индустрия важна как с точки зрения массовой культуры (вспомните Джеймса Бонда), так и с точки зрения финансового веса. По оценкам Morgan Stanley, в 2022 году мировые розничные продажи составили около 48 миллиардов франков. Рынок подержанных часов составляет около 24 миллиардов долларов.
Для самой Швейцарии это важная часть экономики, третий по величине экспортный сектор, в котором занято около 60 000 человек.
Комментарии