Boeing на фоне кризиса планирует сосредоточиться на основном авиационном направлении, сократив убыточные подразделения. В частности, компания может закрыть проект Starliner - космический корабль, который с 2014 года разрабатывался для доставки астронавтов NASA на орбиту. Контракт на $4,2 млрд, заключённый с NASA, требовал создания надежного космического корабля, однако спустя 10 лет и $1,8 млрд Boeing так и не смог представить рабочую версию Starliner.
В то же время SpaceX, который в 2014 году получил аналогичный контракт с NASA, но размером на $2,6 млрд, уже с 2020-го доставляет астронавтов космического агентства на МКС на корабле Crew Dragon, который на сегодняшний день совершил 46 полетов, подтвердив технологическое превосходство на рынке.
Также Boeing может выйти из проекта Space Launch System (SLS), в рамках которого Boeing спроектировал основные ступени ракеты-носителя для самой тяжелой ракеты NASA, предназначенной для полетов за пределы земной орбиты, включая лунную миссию. Согласно открытым источникам, Boeing участвовал в проекте с 2014 года и потратил более $12 млрд на разработку.
SpaceX также разрабатывает супертяжелую ракету Starship, предназначенную для полетов к Луне и Марсу, и уже достиг существенного прогресса: в начале октября SpaceX смогла успешно вернуть первую ступень ракеты-носителя на станцию запуска, что является ключевым прорывом для радикального снижения стоимости запуска - до $100 млн vs $2 млрд + стоимость запуска ракеты SLS. С учетом скорости построения Starship и ее экономической эффективности наиболее вероятно, что именно ракеты-носители SpaceX в ближайшие годы станут основной для миссий NASA за пределы земной орбиты.
Крупные изменения космического сектора затрагивают не только Boeing: о планах сократить Space & Defence направление объявил Airbus также в рамках стратегии по оптимизации операционной эффективности бизнеса.
Таким образом, SpaceX меняет ландшафт космической индустрии, консолидируя рынок за счёт внедрения технологий многоразового использования ракет-носителей и снижения стоимости запусков. Развивая инновационные решения, компания консолидирует рынок, выигрывая конкуренцию за крупнейшие контракты NASA у игроков, которые десятилетиями доминировали в космической индустрии.
Компания «Финам» предоставляет возможность инвестировать в акции более 200 высокотехнологичных и быстрорастущих компаний, которые пока не торгуются на публичном рынке, но по своим характеристикам соответствуют публичным компаниям, а значит, в ближайшем будущем могут выйти на IPO. Pre-IPO через «Финам» - инвестидеи с большим потенциалом для умных инвесторов, участие в pre-IPO Anthropic.
Комментарии