По мнению Питера Оппенгеймера, руководителя макроисследований в Европе Goldman Sachs, мировая экономика переходит в новый «суперцикл», движущими факторами которого являются искусственный интеллект и декарбонизация.

«Мы явно движемся в новый суперцикл», - заявил он в понедельник в программе Squawk Box Europe на канале CNBC.
Суперциклы обычно определяются как длительные периоды экономического роста, часто сопровождающиеся ростом ВВП, высоким спросом на товары, ведущим к повышению цен и высокому уровню занятости.
Последний значительный суперцикл, который пережила мировая экономика, начался в начале 1980-х годов, сказал Оппенгеймер, обсуждая содержание своей недавно вышедшей книги «Любое счастливое возвращение».
По его словам, предыдущий цикл характеризовался пиком процентных ставок и инфляции перед десятилетним периодом падения капитальных затрат, инфляции и ставок, а также экономической политикой, такой как дерегулирование и приватизация. Между тем, отметил Оппенгеймер, геополитические риски уменьшились, а глобализация усилилась.
Но не все эти факторы теперь сохранятся в прежнем виде, добавил он.
«Мы вряд ли увидим столь агрессивную тенденцию снижения процентных ставок в течение следующего десятилетия или около того, мы наблюдаем некоторый откат в глобализации и, конечно же, мы также наблюдаем усиление геополитической напряженности».
Военный конфликт между Россией и Украиной, напряженность между США и Китаем, в основном связанная с торговлей, а также война между Израилем и ХАМАС, вызывающая обеспокоенность на Ближнем Востоке, — это лишь некоторые геополитические темы, которые тревожат рынки в последние месяцы и годы.
Хотя текущие экономические события теоретически должны привести к замедлению темпов финансовой отдачи, существуют также силы, которые могут оказать положительное влияние, а именно искусственный интеллект и декарбонизация, сказал Оппенгеймер.
По его словам, ИИ все еще находится на ранней стадии развития, однако, поскольку он все чаще используется в качестве основы для новых продуктов и услуг, это может привести к «положительному эффекту» для акций, сказал он.
Горячие дискуссии об искусственном интеллекте и производительности, которые часто идут рука об руку с дебатами и опасениями по поводу замены или изменения человеческих рабочих мест, вероятно, повлияют на экономику.
«Во-вторых, [чего] мы еще не видели, и я думаю, что мы относительно уверены в том, что мы увидим, [это] улучшение производительности на фоне применения ИИ, которое может быть положительным для роста и конечно, ради прибыли», - сказал Оппенгеймер.
Несмотря на то, что ИИ и декарбонизация являются относительно новыми концепциями, существуют исторические параллели, считает Оппенгеймер.
Один из исторических периодов, который выделяется, — это начало 1970-х и начало 1980-х годов, которые, по его словам, «не так уж отличались» от нынешних событий. По его словам, повышенная инфляция и процентные ставки, возможно, являются более структурными проблемами, чем сейчас, однако такие факторы, как растущая геополитическая напряженность, рост налогов и ужесточение регулирования, кажутся схожими.
С другой стороны, нынешние сдвиги можно рассматривать как отражение изменений, произошедших еще в более далекой истории, объяснил Оппенгеймер.
«Из-за этого огромного двойного шока, который мы, вероятно, увидим, позитивного шока от технологических инноваций очень быстрыми темпами вместе с реструктуризацией экономики для движения к декарбонизации, я думаю, что этот период больше похож на то, что мы видели в конца XIX века », - сказал он.
Модернизация и индустриализация, подпитываемые инфраструктурным и технологическим развитием, наряду со значительным ростом производительности, знаменуют этот исторический период.
Крайне важно, что эти исторические параллели могут послужить уроками на будущее, отметил Оппенгеймер.
«Оглядываясь назад, можно увидеть, что циклы и структурные сдвиги повторяются, но никогда одинаково. И я думаю, что нам нужно извлечь уроки из истории, на какие выводы мы можем обратить внимание, чтобы лучше всего позиционировать себя в той среде, в которую мы движемся».
Комментарии